Эксклюзив
Капитонова Наталия Кирилловна
20 марта 2019
3627

На пороге Брекзита: бессилие британского парламента

Main ka

Который месяц англоведы и специалисты-международники с интересом следят за «сообщениями с фронта» — из британского парламента, где продолжается битва правительства Терезы Мэй с оппозицией и значительной частью собственной консервативной фракции за принятие соглашения о выходе Британии из ЕС, подписанного еще в ноябре прошлого года. Впервые проваленное с огромным перевесом 15 января 2019 г. (432:202), оно благополучно шло к провалу и во второй раз — 12 марта. Вместе с тем отложить голосование, чтобы избежать очередного позора, как советовали Мэй некоторые коллеги, она сочла невозможным ибо это было бы неизбежно расценено как невыполнение обещания, данного ранее парламенту, со всеми вытекающими последствиями. К тому же победило желание «дожать» палату, которая была поставлена перед выбором — или поддержать представленное соглашение или же выходить в «обвальном порядке», что не устраивает никого, кроме твердолобых брекзитеров. (Один из бывших министров сравнил этот накат правительства с пресловутым голосованием по иракскому вопросу 2003 г.: или военная операция против С.Хусейна, или риск атаки на нашу страну).

Нельзя не восхититься Терезой Мэй, которая при полном параде, облаченная в одеяние любимого, победного красного цвета, осознавая неблагоприятный для нее расклад сил в палате общин, с улыбкой вышла на эшафот. Прошедшие накануне переговоры с Юнкером, которые она преподнесла как большой успех, на самом деле таковым не являлись. Камнем преткновения на пути ратификации Соглашения о выходе продолжает оставаться пресловутая «страховка» (backstop), не устраивающая ни партнера тори ДЮП (Демократическую Юнионистскую партию), ни евроскептиков в лице Европейской исследовательской группы (ЕИГ) во главе с Рисс-Моггом, так как может стать тем якорем, который удержит Британию в ЕС вопреки итогам референдума, да еще без права голоса. Смягчить «страховку» или убрать ее вовсе невозможно из-за жесткой позиции ЕС и прежде всего Республики Ирландии, настаивающей на открытости межирландской границы. Евроскептиков не убедили мелкие дополнения, внесенные в текст соглашения по результатам переговоров с Брюсселем (в том числе о разрешении Британии обратиться в независимый арбитраж и выйти из «страховки» в том случае, если ЕС захочет использовать ее как ловушку).

Главный удар по позиции Мэй был нанесен не лейбористами, а своими же коллегами-однопартийцами, прежде всего генеральным прокурором Дж.Коксом, который за несколько часов до голосования заявил об отсутствии у британской стороны, вопреки обещаниям премьера, законного права выйти из механизма «страховки» в одностороннем порядке. Так как его слово было решающим, этот убийственный для Мэй вердикт сразу же поломал подготовленный ею сценарий. Бывший глава Форин офис Б.Джонсон призвал к обвальному Брекзиту (иначе Британия станет «протекторатом ЕС»), его поддержал Рисс-Могг. После этого итог был предсказуем: соглашение вторично провалено с разгромным счетом: 391 против 242. При этом против своего правительства проголосовали 75 тори, включая семерых членов Кабинета (среди них лидер палаты общин Андреа Лидсом, министр по делам Брекзита Стивен Баркли, министр обороны Гевин Уильямсон, главный секретарь казначейства Лиз Трас — в прошлом первая женщина-спикер палаты лордов).

Как и было обещано, после этого последовала серия голосований по другим вопросам. 13 марта палата проголосовала за недопущение Брекзита без соглашения (No Deal), причем не только 29 марта, а вообще когда-либо (321:278). Разрешенное для тори свободное голосование было в последний момент отменено. Тем не менее большая группа депутатов-тори ослушалась указаний и воздержалась. Несмотря на требования евроскептиков, они не были наказаны, так как это могло привести к еще большему расколу в партии и массовым демонстративным отставкам. 14 марта палата поддержала обращение к ЕС с просьбой о продлении срока выхода, предусмотренного Статьей 50 Лиссабонского договора (412:202).

Каковы дальнейшие шаги правительства?

21 марта должен состояться саммит ЕС, на котором будет решаться вопрос об отсрочке. Как многократно заявлял Брюссель, он готов предоставить отсрочку, но хотел бы понять для чего. Что может измениться за несколько месяцев (до 30 июня, как хочет Мэй), учитывая нежелание как ее правительства смягчить позицию Британии, так и порядком уставшего от Брекзита ЕС возвращаться к переговорам, а также бессилие британского парламента? Имеет ли смысл продлевать агонию? С другой стороны, если уж продлевать, так на полгода-год, а то и на два, в надежде что страна дозреет до повторного референдума, на котором (чем черт не шутит) проголосует против Брекзита. Но в этом случае Британии необходимо принять участие в очередных выборах в Европарламент, которые состоятся 23 мая, что представляется абсурдным через три года после решения о выходе. Надо сказать, что по вопросу длительности отсрочки у членов ЕС пока нет общего мнения.

В условиях, когда дальнейшая судьба Брекзита оказалась в руках Евросоюза, Мэй решила воспользоваться угрозой продления отсрочки на долгий срок для того, чтобы попытаться в третий раз протащить пресловутое соглашение о выходе (голосование должно состояться до саммита ЕС — 19 марта). Ее расчет на то, что жаждущие скорого Брекзита евроскептики испугаются долгой отсрочки, дрогнут и поддержат правительство (ведь за это время парламент может решиться на повторный референдум, а там — прощай Брекзит), может сработать. По некоторым данным количество несогласных, наиболее принципиальных тори, которые ни при каком раскладе не проголосуют за вариант соглашения Мэй, может снизиться до 15 голосов. Тем более, что и генеральный прокурор уже изыскивает для своего заключения более приемлемые формулировки, которые могут удовлетворить ДЮП, а вслед за ней и членов ЕИГ. Еще одним инструментом нажима стало обещание Мэй передать решение Брекзита в случае очередного провала в руки парламента, а он настроен в пользу «мягкого» варианта выхода. (Это уже позволило ей сбить накал страстей и выиграть с перевесом всего в два голоса при голосовании 13 марта межпартийного предложения по этому вопросу — 314:312). Таким образом, не мытьем, так катаньем премьер-министр упорно продвигается к финалу.

В случае третьего провала злополучного соглашения видятся следующие варианты выхода из ситуации:

  1. роспуск парламента и проведение новых внеочередных всеобщих выборов; в условиях сложившегося тупика это предложение может получить требуемую поддержку 2/3 голосов членов палаты;
  2. повторный референдум по Брекзиту, планы которого продолжает разрабатывать мобилизующаяся для решающего броска лейбористская оппозиция, но он пока маловероятен. (Главным аргументом против является создание опасного прецедента бесконечного голосования по неугодным вопросам);
  3. новое голосование по вотуму доверия правительству (с последующими всеобщими выборами в случае провала последнего), хотя оппозиция решила его пока не форсировать;
  4. по-прежнему не исключен и обвальный выход (No Deal) в том случае, если кто-либо из членов ЕС на предстоящем саммите не поддержит отсрочку или же в случае ее предоставления парламент так и не сможет прийти к консенсусу (принятая 13 марта резолюция по этому вопросу имеет рекомендательный характер). В январе в стране уже началась подготовка гражданских служащих к обвальному Брекзиту (операция «Желтый молоток»).
  5. добровольная отставка Терезы Мэй. Все больше депутатов-тори готовы поддержать соглашение в обмен на уход Мэй в отставку этим летом. Однако, она из тех, кто не просто привык доводить начатое дело до конца, но воспринимает Брекзит как свою миссию. Тем более, что в противном случае, не выполнив волю народа, она войдет в историю как самый слабый и провальный британский премьер, переплюнув и Кэмерона, и Идена, и Чемберлена.

Теоретически остаются и другие варианты, например, правительство может отозвать запуск Статьи 50 Лиссабонского договора о выходе, как издевательски предлагал Евросоюз (что невозможно, ибо станет для Британии клеймом вечного позора), а также начать новые переговоры с Брюсселем на новых условиях, которые позволят ей по существу оставаться в ЕС (что привело бы к непредсказуемым последствиям для всей британской политической системы).

 


Источник: Портал МГИМО

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован