Образ глобального будущего в концептуальных исканиях нашего времени

«Вся жизнь цивилизованного общества стала внутренним противоречием, и это не потому, что кто-либо в частности особенно плох, а потому что разложились и выдохлись те представления, те устои, на которых строилась эта жизнь» Павел Флоренский.

Недавнее появление на информационной площадке АТ концептуального проекта в реконструкции «образа будущего» вызвало повышенный интерес у авторов портала (От Редакции АТ, Обращение инициативной группы «Будущее России» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567,публ.25242, 05.03.2019). Такой интерес к проблеме будущего вполне понятен на фоне глобализации мирового сообщества и нарастающих угроз военного столкновения мировых цивилизаций — западной, направляемой США, восточной во главе с Китаем, южной, представленной ныне ядерными державами Индии и Пакистана, а также Россией как фактическим представителем объединения евразийских, северных народов. В идейную «копилку» означенногоконцептуального проекта уже поступили предложениявоспользоваться при осмыслении будущего идеямиП.А.Флоренского в понимании институциональных особенностей разумно устроенного государства (А.С. Никифоров, К инициаторам «Обращения инициативной группы «Будущее России»» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567,публ.25243, 06.03.2019), уточнить общиеконтуры научной модели мироздания как рациональногооснования жизнедеятельности глобального социума (Л.А. Гореликов, Образ разумного будущего как генеральная проблема русской жизни в реалиях глобального социума // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25259, 12.03.2019), сформулировать национально-русскую идеологию будущего России (Вадим Сергиевский, Что делать // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25274, 17.03.2019), откорректировать методологический инструментарий в научно-философском синтезе контуровмировой целостности. «Раздвоение единого знания на противоположности, — констатирует Е.Н.Антонович, — происходит во всех процессах развития... в т.ч. в науке, философии и религии – это закономерные стадии анализа, начала процесса познания, но его окончание – синтез, возвращающий познанию целостность (единство духовного и материального начал, заключенного и в истине – единстве теории и практики), о чем многие философы забывают. Из всех философов наиболее близко к пониманию синтеза (единства) духовного и материального начал в познании, подошел Н. Бердяев» (Е.Н. Антонович, К инициаторам «Обращения инициативной группы «Будущее России» и Никифорову А.С. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25267, 14.03.2019).

​Признавая актуальность и перспективность высказанных предложений, хочу обратить особое внимание думающейпублики на необходимость в условиях «глобализации» мирового сообщества построения глобальной научно-философской картины мира как выражения внутреннегоединства противоположностей окружающей действительности, как отражения «интегральной», предельно широкой целостности объективной реальности в ее универсальных зависимостях. Поскольку интегральнойдуховной репродукцией этих зависимостей служит коллективный разум людей, реализуемый в их вербальном общении, постольку общая логика исторического развития языков национального общения современной цивилизации должна наметить исторические контуры всеобщего законасозидательной деятельности человечества. В этом вербальном измерении общественной практики наиболее фундаментальным мировоззрением людей оказывается научно-философская система «онтологического символизма», утверждающая закономерности исторического развития национальных языков генеральными ориентирами в понимании разумного хода развития глобального социума. 

​Именно в языке и достигается максимальное единство, совпадение идеального и реального, духовного и материального, теоретического и практического измерений коллективной жизни людей, раскрывается творческая суть духовной энергии человеческой личности. «Неверно сказать, – излагает Антонович размышления Н.Бердяева, – что бытию, понятому объективно, принадлежит примат над человеком, наоборот, человеку принадлежит примат над бытием … Бытие, которое не есть дух, которое «вовне», а не «внутри», есть тирания натурализма … Только в этой глубине философия соприкасается с религией, … внутренне и свободно» (Е.Н. Антонович, К инициаторам «Обращения инициативной группы «Будущее России» и Никифорову А.С. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.25267, 14.03.2019). В моем понимании, личность человека — это выражение целостности его индивидуального существа, раскрывающего внутреннее единство своих физических возможностей на основе приоритетов творческой силыразума. Духовный строй личности человека я представляю как единство 4-х уровней познавательных способностей его души: 1/ чувств как способа восприятия окружающейдействительности в приоритетной обусловленностиединичных свойств; 2/ рассудка как способа постижения окружающей действительности в приоритетной определенности локальных, ограниченных необходимых зависимостей; 3/ интеллекта как способа постижения действительности в приоритетной заданности универсальных, всеобщих необходимых зависимостей; 4/ разума как творческого центра духовной энергии людей, нацеленного на достижение гармонического сочетания чувств, рассудка и интеллекта в целостном отображении окружающего мира: итоговым продуктом такой гармонизации и становится наша речь. Поэтому я призываю всех участников реализуемого проекта в научно-философском освоении глобальных параметров современной действительности подключиться к вербально-лингвистическому постижению законов жизни мировой цивилизации: Язык — это и есть «телесная явь» энергетических потенциалов «ноосферы» в исторических замыслах социальной практики человечества.Концептуальное обоснование «вербально-ноосферного» мировоззрения представлено мной в предельно сжатом виде в публикациях на сайте АТ: буду надеяться, что вы ознакомитесь с их содержанием и выскажите свое мнение об исторических перспективах представленного здесь мировоззрения в деле консолидации глобального социума. (Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016; Л.А. Гореликов, Принцип «целостности» как генеральный императив научно-философского познания глобального социума // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22417, 20.08.2016).

 

Гореликов Л.А. – д. ф. н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован